Виды вопросов в коучинге

Если честно, то никогда не задумывался о том, что вопросы могут быть разных видов. Для меня это было целое открытие, которое навсегда изменило мое мировоззрение и жизнь. Это произошло во время обучения коучингу, где увидел разницу в том, как мы задаем людям вопросы. И оказывается через вопросы вообще можно изменить свою жизнь и жизнь всех кто этого захочет.
Несколько лет назад изучая философию Древней Греции, узнал историю одного философа, которого звали Сократ. Он постоянно задавал вопросы людям. И эти вопросы меняли, тех кто на них отвечал. В дальнейшем появились философские школы разных направлений, основанные учениками Сократа. К чему я это? Возможно к тому, что стоит внимательней присмотреться к вопросам и к тем последствиям, которые они несут.


Два основных типа вопросов

Два основных типа вопросов, которые используются в коучинге - это открытые и закрытые вопросы. Их используют для помощи клиенту в его размышлениях, исследованиях и принятии важных решений. Главное отличие этих типов в том, что открытые вопросы необходимы для того, что бы подтолкнуть человека к более детальному рассмотрению ситуации, выражению своих мыслей и чувств, а так же к поиску новых идей и решений. Благодаря открытым вопросам появляется возможность свободно высказываться и раскрывать свои мысли. А закрытые вопросы часто используются для подтверждения фактов или уточнения информации. Эти вопросы обычно требуют короткого ответа "да" или "нет" или предоставляют ограниченный набор вариантов ответов.

Приведу пример открытого вопроса: "Что вы чувствуете по поводу этой ситуации?"

Как на такой вопрос можно ответить "да" или "нет"? Кто сможет рассказать про свои чувства в одном или двух словах? Человек начинает размышлять! Начинается мыслительный процесс, который рождает ту истину, которую человек ищет. И это очень ценно.

Теперь приведу пример закрытого вопроса: "Вы готовы предпринять первый шаг уже сегодня?" Что вы ответите? Почти в 100% ответ будет "да" или "нет". В этом и есть разница этих типов.

Их использование в коучинге позволяет коучу эффективно проводить сеансы, углублять понимание клиента о его собственных мыслях и чувствах, а также помогать ему, осознавать путь к решению своих проблем или достижению целей.

Вводные вопросы

Если углубиться в вопрос о вопросах, то можно выделить некоторые виды, которые будут иметь свою цель и способствовать достижению определенных результатов в определенных областях.

Все начинается с вопросов, которые используются для установления контакта с клиентом, создания доверительной атмосферы и определения целей сессии. Такие вопросы могут быть направлены на выяснение того, что клиент ожидает от коучинга, какие проблемы он хочет решить и какие цели хочет достигнуть. Такие вопросы называются вводные, например «Что вас привлекло к идее начать работать над этой целью?» или «Как вы видите свою роль в достижении этой цели?»


Уточняющие вопросы

Еще один вид - уточняющие вопросы. Они направлены на более глубокое понимание ситуации клиента, его мыслей, чувств и мотиваций. Уточняющие вопросы позволяют коучу лучше понять клиента, выявить скрытые мотивы и помочь клиенту разобраться в своих эмоциях и мыслях.


Развивающие вопросы

Так же стоит отметить развивающие вопросы. И не просто стоит! Ведь это источник энергии для расширение мышления клиента, для поиска каких-то решений и для постановки новых целей. Развивающие вопросы помогают клиенту увидеть ситуацию с другой стороны, и порой этого хватает, что бы изменить весь мир человека. Ведь развиваясь человек меняет вокруг себя все что есть. Следом за этим идут изменения, которые запускают процессы, толкающие вперед нашу цивилизацию. Хотели бы вы быть причастны к таким процессам?

Если приводить пример, то самый простой и действенный вопрос, в моей практике: «Как вы представляете себе идеальный выход из этой ситуации?». Часто решение оказывается на поверхности и клиент замечает это, что приводит его в неописуемый восторг, опять же по моим наблюдениям.

Активизирующие вопросы

Следующий вид - это активизирующие вопросы. Они направлены на стимуляцию клиента к действию, планированию конкретных шагов и обязательствам. Активизирующие вопросы помогают клиенту перейти от обсуждения проблем к поиску практических решений и разработке плана действий. Можно задать такие вопросы: «Какие первые шаги, вы готовы предпринять прямо сейчас для продвижения вперед?» или «Какие ресурсы вам необходимы для того, чтобы начать двигаться вперед?» И они действительно стимулируют клиента к составлению плана действий, к видению шагов и дальнейшего движения к своей цели. Конечно, не все пойдут, но те, кто пойдет, тот точно попадет туда, куда стремится.

Поддерживающие вопросы

В заключении, хочу рассказать про еще один вид вопросов, которые направлены на поддержку клиента, создание мотивации и укрепление уверенности в собственных силах. Такие вопросы называются - поддерживающие. С их помощью клиент может преодолевать трудности, двигаться вперед и осознавать свои достижения! Лично мне, это дало понимание того, сколько всего было сделано, что бы прийти к тому моменту, который происходит здесь и сейчас. Сколько труда и времени было потрачено на то, что бы я был тем человеком, который доволен своей жизнью и горд за все что сделал. А это, знаете ли, дает очень много энергии для дальнейшего пути. Спустя время стал замечать, что до того момента, когда осознал волшебную силу вопросов, мой Путь был немного зигзагообразен и был очерчен не очень четко и за энергию приходилось бороться, но теперь все иначе, четкая цель и море энергии на ее реализацию. Если хотите так же, отвечайте на вопросы и давайте честные и открытые ответы, и в итоге вы получите все что заслужили, все-то чего вы достойны и к чему стремились!



На этом заканчиваю и благодарю за внимание! Помните, что, не смотря на большое разнообразие вопросов, цель у них одна – помочь клиенту развить свой потенциал, качественно улучшить свою жизнь и достичь всех поставленных целей! И наш мир станет значительно лучше!

Автор статьи

Алексей Девятериков
Коуч по стандартам ICF, регрессолог, предприниматель, инвестор

Пройти курсы по коучингу:

Другие статьи