Метапрограммы или как лучше понимать других людей

У каждого человека по-своему устроено мышление, свои способы принятия решения, свое видение ситуации.

Что на нас влияет: воспитание, образование, спорт, увлечения, привычки.

Задача профессионального коуча научиться замечать метапрограммы клиента и расширять его видение.

Мир метапрограмм обширен и очень интересен.

В этой статье, я разберу самые любимые и расскажу, как их выявлять у клиента.

Гольфист/Велосипедист

Гольфист - это настоящий стратег, он все продумывает досконально и основательно, прежде чем начать любое дело.

Велосипедист - это делатель, важно начать, а потом разобраться. Велосипедист может делать несколько дел одновременно и предпочитает двигаться в потоке.

Вопросы для выявления метапрограмм:

  • Расскажи, как ты проводишь свободное время?
  • Расскажи, как ты расслабляешься/заряжаешься?
  • Расскажи, как ты решаешь задачи?
  • Расскажи, как ты будешь двигаться к своей цели?
  • Каким сейчас спортом занимаешься? Какой спорт ты любишь?

Ситуация использования:

Понять, что важно для клиента: быстрый результат или тщательно спланированные действия.

Мотивы: Властник, Причастник, Достигатор, Избегатель

Властник:
Важна репутация, имидж, властник всегда общается только с властниками, контроль и ответственность.

Причастник:
Человек, для которого важны добрые человеческие отношения, много приятелей друзей, на работу приходят, чтобы общаться, любят весело проводить время.

Достигатор
Человек, для которого важен результат, достижение целей, важно быть лучше себя самого, досконально разбираться в предмете, силен в долгосрочных проектах.

Избегатель:
Очень послушный человек, боится брать ответственность, не идет на контакт, стремиться спрятаться за другими людьми.

Вопросы для выявления метапрограмм:

  • Что самое главное в твоей работе?
  • Где твое внимание на работе?

Ситуации применения:

Знание мотивов помогает выявить ценности клиента в работе и понять сильные стороны.

VAKOD

Визуал - человек который воспринимает информацию через картинки, мыслит образами. Для него важно стильно одеваться, самовыражаться, видеть прекрасное вокруг.

Аудиал - человек, который любит музыку, отличная долговременная слуховая память. Для него важен тон и тембр голоса.

Кинестетик - любит трогать, зациклен на своих ощущениях, считывает настроения других людей.

Дискрет - логик-рационалист-аналитик. Редко показывают эмоции стабильные и спокойные, ценят комфорт.

Вопросы для выявления метапрограмм:

  • Что ты думаешь?
  • Что ты чувствуешь?
  • Как ты это видишь?
  • Как это звучит для тебя?
  • Как это на вкус? Какой вкус чувствуешь?
  • Что ты сейчас видишь, слышишь, чувствуешь, замечаешь?

Ситуации применения:

Нужно понять язык клиента и разговаривать с ним понятно.

Процедуры/Возможности

Человек с метапрограммой процедуры: всегда действует по регламентам, правилам. Осторожный, исполнительный, последовательный, надежный, ценит стабильность и качество.

Возможник - это человек мечтатель, изобретатель, всегда видит многообразие вариантов, находит наилучшие решения. Творческий, активный, знает чего хочет и нарушает правила.

Вопросы для выявления метапрограмм:

  • Что для тебя будет наилучшим результатом в сессии?

Ситуации применения:

Понять чего именно хочет достичь клиент.

Я/Они

Человек с ориентацией на Я всегда опирается на свое мнение и думает если он так видит, то другие тоже так видят. Для него важны факты и он не задумывается о чувствах других людей.

Человек с ориентацией на ОНИ ставит свои интересы ниже других, старается быть удобным, для него очень важно не задеть чувства других людей.

Вопросы для выявления метапрограмм:

  • На что будешь обращать внимание при принятии решения?

Ситуации применения:

Давать противоположную метапрограмму для расширения видения клиента, чтобы он посмотрел на ситуацию с другой стороны

Проактивность/Рефлексия

Проактивные люди любят проявлять инициативу, рискуют и добиваются желаемого. Часто сначала делают, потом думают. Берут на себя ответственность им важно не останавливаться и двигаться вперед.

Рефлексивные люди ждут часто ждут лучшего момента для начала деятельности. Любят анализировать, но при этом очень часто сомневаются. Думают, и пытаются предусмотреть все риски, но страх не позволяет им сделать первый шаг.

Вопросы для выявления метапрограмм:

  • Как ты привык действовать?

Ситуации применения:

Понять стратегию принятия решения клиента.

Мир метапрограмм очень интересен и многообразен. Я только на пути к глубокому познанию себя и моих клиентов. Спасибо, что прочитали мою статью.

Автор статьи

Светлана Мигачева
Я предприниматель, организатор мероприятий. Коучинг изменил мою жизнь, я стала чувствовать себя счастливой и наполненной. Хочу стать коучем, который помогает выйти из эмоционального выгорания, сейчас на пути к мечте.

Пройти курсы по коучингу:

Другие статьи