Поначалу мы внедряли социократию по наитию. Большая часть сотрудников была не против перемен, но как только они поняли, что самим придется меняться, резко охладели. Где-то через полгода, в октябре 2018-го, я увидел, что процесс буксует, распсиховался и за один день снес всю иерархию в компании — с четырех уровней до одного. Просто сказал людям, что мы теперь равны, нет ни директоров, ни начальников, а все важные решения будут приниматься сообща. Это было импульсивное решение, но бизнес не рухнул — все-таки сила инерции велика.
Сначала люди молча ждали указаний, потом пошли заниматься своей работой — делать же что-то надо. Начальники были уволены или ушли сами, некоторые перешли в другие отделы. В своих подразделениях остались только трое. А весной 2019 года я познакомился с Джеймсом Пристом, консультантом и разработчиком концепции Sociocracy 3.0, и пригласил его к нам провести обучение.
По мере внедрения социократии менялась и структура компании — вместо подразделений мы организовали круги, сегодня их 26. Например, круг с названием «ЦЕМ» занимается цементированием скважин, «М14» — растворимыми изделиями, есть финансово-юридический круг, бухгалтерия и т. д. В самом большом круге 11 сотрудников, но как только их становится 12, мы делим круг на два.
В «Ойл энерджи» нет ни одного руководителя, их функции возложены на три ветви власти. Во-первых, законодательная — это совет представителей кругов (СПК), высший орган, куда остальные круги выдвигают своих представителей. СПК собирается раз в неделю и определяет политику компании. СПК создал две другие ветви власти — стратегический круг, который занимается инвестированием прибыли и помогает нашим микропредприятиям разрабатывать планы развития. Плюс иммунная система — это судебный орган, он может, например, увольнять людей. Все позиции в главных кругах выборные.
Надо сказать, что «Социократия 3.0» не отменяет иерархию полностью — она просто меняется. В данном случае это иерархия не людей, а ответственности кругов. Всегда есть кто-то, кто делегировал кругу власть принимать определенные решения, и если нужно выйти за эти границы, придется обратиться к делегирующим и узнать, нет ли у них возражений. Кроме того, если у сотрудников не складывается с самоуправлением, они могут выбрать себе координатора. Именно так поступили наши работники склада и части производства, когда поняли, что у них не получается выстраивать коммуникации с другими подразделениями.
Решения круги принимают самостоятельно, и для этого есть особая процедура — консент. Главный принцип — ни у кого из сотрудников не должно остаться возражений. Это важное отличие от демократии (решение принимается большинством голосов) и консенсуса (вся группа должна быть «за»). Возражение — это не просто мнение «против». Сотрудник должен привести квалифицированные аргументы, как новая идея может привести к нежелательным последствиям для компании, либо предложить способ, как ее улучшить. Решение принимается, но если спустя день или даже час кто-то из сотрудников нашел причину, почему нужно отыграть назад, то мы снова собираем людей. Был случай, когда решение отменили буквально через 15 минут после принятия.
Поначалу следование процедурам отнимает время. Кажется, что без этой бюрократии можно работать быстрее. Ребенок тоже возится со шнурками, и у взрослого есть искушение завязать за него, но если так делать постоянно, обучения не происходит. Возможно, я лично принимаю решения лучше, чем коллеги, но я тоже ошибаюсь и хочу иметь больше свободного времени. Поэтому передача прав и ответственности людям помогла не только высвободить время, но и взрастить их как личностей. И, как следствие, повысить эффективность компании.