Что наша жизнь, игра…
А теперь пару слов о тоне голоса. Интонация всегда выражает наши эмоции, ведь эмоциональный мозг аудиален. Как часто правильные слова, сказанные с неправильной интонацией, настораживали нас или ставили в тупик. Есть такие интонации, которые наш эмоциональный мозг любит, и есть такие, в которых он видит угрозу. Зная это и осознавая свой собственный тон голоса, можно быть убедительным для клиента и настраивать его на нужный лад. К сожалению, продавцы редко отслеживают свой тон голоса. Это навык, который требует тренировки. Часто, совершенно бессознательно, устав от клиентов в конце дня, продавец проговаривает скрипты с «металлом» в голосе. Это и понятно, он устал и даже не осознаёт, каким тоном говорит привычные фразы. Но будьте уверены, клиент ловит интонацию раньше слов и понимает, что ему здесь не рады.
Нужно научиться различать, по меньшей мере, четыре основных тона голоса:
Тон друга – общение на равных, настраивает на расслабление, коммуникация проходит в более непринужденной обстановке. Умение продавца использовать этот тон голоса позволит при коммуникации убрать лишнее напряжение и увеличит уровень эмпатии.
Тон мудреца – поддерживающий, располагающий, разъясняющий, спокойный тон создает ощущение высокой компетенции продавца и снимает возможные возражения при совершении покупки.
Тон волшебника – проникновенный голос, медленный, приглушенный, располагающий и создающий ассоциации позитивного будущего. Таким тоном голоса с нами общаются психотерапевты, психологи. Этот тон наш эмоциональный мозг очень любит, человек вслушивается в него, даже когда понимает, что им манипулируют (например, в элитных магазинах). Эмоциональный мозг не видит в нем агрессии и опасности, что часто помогает эффективно решить конфликтные ситуации.
Тон воина – резкий, провокативный, приказной, металлический… Данный тон воспринимается как агрессия, нападение и всегда подсознательно интерпретируется как враждебный. Когда родители с детьми разговаривают таким тоном, дети сразу начинают рыдать, потому что воспринимают его как угрозу и не способны ей противостоять, им становится страшно. Когда же мы общаемся таким тоном с клиентами – они, конечно, не плачут, а уходят от нас или проявляют ответную агрессию. Такая интонация хороша в кризисных ситуациях, связанных с угрозой для жизни, в случаях быстрого реагирования, создания энергии в системе.
Специалисты НЛП выделяют до 32 оттенков тонов голоса, но достаточно осознавать эти четыре, чтобы улучшить процесс коммуникации. Все тоны голоса нужны – это важная составляющая при формировании эмпатии. Важно правильно их применять в нужном месте и в нужное время.
- Как сказал Аристотель «…редкая способность гневаться на кого следует в должной степени, в должное время, с должной целью и должным образом» в этом проявляется уровень развития -эмоционального интеллекта у руководителя как лидера.
Умение использовать разные стили коммуникации и управления в зависимости от стоящей задачи – талант управленца.
Похоже, что пришло время шире посмотреть на возможности нашего мозга. Осознать их и привнести в нашу жизнь новые способы взаимодействия. А разве не это диктует нам современная жизнь? Когда старые способы перестают работать, мы способны привнести новое. Знания и умения, связанные с эмоциональным интеллектом, неотделимы от нашего опыта, данную способность можно и нужно развивать у себя, своих коллег, близких людей и новый результат в вашем взаимодействии с другими не замедлит проявиться.