Модель GROW в коучинге

В данной статье речь пойдёт о модели GROW. Вы узнаете, что это такое, как работает этот инструмент и для чего он нужен.
Модель GROW - это простой, но очень мощный и эффективный инструмент, необходимый для грамотного структурирования деятельности коуча и выстраивания сессий. Модель GROW основана на нескольких факторах:

  • G - Goal - Цель;
  • R - Reality - Реальность;
  • O - Options, Obstacles - Обстоятельства или варианты выбора;
  • W - Will, Way forward - Воля, стремление к движению вперёд.

Модель создавалась и развивалась в 1980-х годах Александром Грэхэм, Аланом Файном и Джоном Уитмором.

Данный инструмент применяется как в групповой работе, так и индивидуальной. Рассмотрим модель GROW на примере групповой коуч-сессии.

1 этап - постановка цели

Первое, что вам нужно сделать, рассмотреть модели поведения, нуждающиеся в изменениях. Изменения необходимо структурировать в виде целей, которых хочет достичь команда. Также стоит убедиться, что эти цели описываются моделью SMART. Важные вопросы данного этапа:


  1. Чего вы хотите?
  2. Какой результат станет для вас самым благоприятным?
  3. Как вы поймёте, что пришли к цели? Как можно увидеть, что проблема устранена или решена?
  4. Есть ли соответствие между целью и общим планом по развитию? Можно ли соотнести цель с соотношением направления движения всей команды?

2 этап - Оценка текущего положения дел

Следующий шаг - просьба к членам группы оценить и описать ту реальность, которая сейчас существует.

Этот момент имеет критическую важность. Часто люди пытаются прийти к решению проблемы или достижению цели, минуя полную оценку настоящего положения. Часто упускается информация, необходимая для эффективного достижения целей.

Несколько наставляющих вопросов, которые станут полезными на этой стадии:

  1. Что происходит сейчас, в настоящий момент? Какой эффект или результат дают эти действия?
  2. Кого ещё вовлекли в ситуацию?
  3. Какие шаги вы уже осуществили в сторону достижения цели?
  4. Нет ли противоречий между этой целью и новыми задачами?
  5. Какие ресурсы у вас сейчас есть?

3 этап - Проработка вариантов

Если ваша группа вместе с вами уже оценили текущую реальность, пора определить возможности и перспективы. Это говорит о том, что есть необходимость в рассмотрении всех доступных вариантов решения необходимой задачи.

Окажите команде помощь в осуществлении мозгового штурма, продумайте максимальное количество возможных вариантов и альтернативных путей. После этого обсудите все с членами команды, тщательно проанализируйте и исключите лишнее. Выберите только лучшие варианты и следуйте в соответствии с ними.

Вы можете предложить команде своё личное видение, но только после того, как выслушаете и обсудите все предложенные ими варианты. Большую часть времени должны говорить они.

Cтандартные вопросы, способствующие исследованию альтернативы выбора:

  1. Что можно предпринять?
  2. Что можно ещё сделать?
  3. Какие положительные и отрицательные стороны есть у каждого варианта?
  4. Какие факторы и критерии стоит использовать для оценки каждой альтернативы?
  5. Какие барьеры существуют на пути к желаемому?
  6. Что случится, если устранить ограничение? Как это повлияет на положение вещей?
  7. Что нужно перестать делать для достижения цели?
Запишитесь на Бесплатную коучинговую сессию по стандартам ICF
ПОДРОБНЕЕ
ПОДРОБНЕЕ

4 этап - Закрепление намерений

После проведения анализа текущей ситуации и оценки альтернатив команда и её участники получат понимание, как им прийти к цели.

Это замечательно, но иногда этого недостаточно.

Финальный шаг для команды - создание окончательного плана, в котором будут указаны все действия, помогающие движению к цели. Если вы осуществляете это, то оказываете помощь участникам группы с настройкой и активированием их силы воли, усилением мотивации.

Полезные вопросы для данного этапа:

  1. Что необходимо предпринять в ближайшее время? Когда конкретно?
  2. Что может повлиять на ваше движение вперёд, затормозить его?
  3. Как поддерживать мотивацию на хорошем уровне?
  4. Когда нужно провести оценку прогресса? Как часто? Сколько раз в сутки, месяц или неделю?
Наконец, нужно выбрать даты, когда можно будет подвести итоги и проанализировать прогресс.

Не стоит задавать закрытые вопросы, ответами на которые могут быть только да или нет. К примеру: "Это привело к успеху?". Лучше прибегайте к использованию открытых вариантов, на которые можно получить обширный ответ. Подготовить список вопросов лучше заранее для каждой из стадий развития по модели GROW.

Пользуйтесь активным слушанием, дайте клиенту возможность разговаривать больше, чем слушать. Не забывайте о том, что паузы служат отличными помощниками в обдумывании: не нужно сразу же задавать следующий вопрос.
Модель GROW является эффективным инструментом, который следует использовать всем коучам. Если вы являетесь действующим коучем, но не пользуетесь данной моделью, рекомендуем вам опробовать этот инструмент.

Автор статьи

Олькова Юлия
Коуч по стандартам ICF; Выпускница 28 потока программы "Наука и искусство трансформационного коучинга"

Пройти курсы по коучингу:

Другие статьи