Елена возглавляет отдел внутреннего аудита в крупной телекоммуникационной компании. Недавно HR-департамент провел обследование по методу «360 градусов», и, получив свои результаты, Елена испытала настоящий шок. Руководитель и коллеги поставили ей довольно высокие оценки — с равными и вышестоящими она проявила себя как отличный партнер и коммуникатор, однако подчиненные оценили ее очень низко (2 балла из 6). Они отметили, в частности, ее низкий уровень эмпатии, сухую и формальную манеру общения, неумение выяснять интересы и потребности подчиненных, непонимание важности доверительных отношений.
До сих пор Елена считала себя успешным менеджером, но полученная информация заставила ее взглянуть на ситуацию другими глазами. Она была уверена, что относится к своим сотрудникам «как мать родная», но только теперь задумалась, как на самом деле складываются отношения в коллективе. Переходить на другую работу она не собиралась, а значит, надо было менять свое поведение и налаживать отношения с командой. Компания стояла на пороге серьезных реформ, и для решения новых задач Елене важно было иметь надежный тыл.
Елена обратилась к коучу, и в течение двух месяцев консультант сопровождал ее на деловые встречи, оценивал, как она общается с людьми. Он дал понять, что Елена — отличный специалист, все схватывает на лету, но «тянет одеяло на себя». Директивный метод управления неэффективен — руководитель перегружен рутиной и устает, а подчиненных раздражает контроль в мелочах. После нескольких
сессий Елена вместе с коучем решили, что ей следует больше прислушиваться к людям, проявлять эмпатию.
Елена попросила коллег и подчиненных, которым доверяла больше всего, критически оценить ее стиль общения и оперативно давать ей обратную связь. Подчиненных она заверила, что им не грозят никакие санкции и что их мнение очень важно для улучшения командной работы.
Поначалу процесс был довольно болезненным для Елены — не все умеют грамотно давать развивающую обратную связь, люди часто переходят на личности. Кроме того, Елена не сразу научилась принимать информацию о себе — она пыталась оправдывать свои поступки, ей приходилось контролировать свою речь. Во время рабочих встреч она буквально заставляла себя выслушивать других людей до конца и только потом высказывала собственные мысли. Ей было жалко потраченного на такие разговоры времени — сотрудники не всегда могли быстро сформулировать свои идеи. Но
именно диалог и открытое выражение собственного мнения развивают людей, рождают совместное творчество и позволяют по-новому реагировать на сложные задачи. Через месяц коллектив уже оценивал своего руководителя как более внимательного и понимающего. Улучшение климата сказалось на качестве работы всего отдела.