г. Краснодар
мастер-классы, игры, путешествие и...
29 января-1 февраля
ПРОразвитие
Форум
29 января-1 февраля

Коучинговая компетенция №3 через призму нейронауки
или
"Как коучинг влияет на развитие креативности мозга"

( по материалам вебинара доктора психологических наук, коуча МСС Гарки Бартоломе в Академии Территория инновации15.06.2023)
Эта информация может быть полезна для всех, кто изучает и практикует коучинг.

Какая непростая и многогранная компетенция №3 Создает и поддерживает соглашения.

По мнению коучей высшего уровня профессионализма, компетенция №3 - самая важная, не только в сессии, но и во всей коучинговой работе с клиентом.

Так звучит эта компетенция:
"Коуч выступает партнером для клиента и заинтересованных сторон при создании ясных договоренностей относительно коучинговых взаимоотношений, процесса, планов и целей. Коуч заключает соглашения как на все время коучингового взаимодействия, так и на каждую сессию коучинга ".
В этой статье я хочу поделиться исследованиями известного коуча уровня MCC ICF Горка Бартоломе о влиянии коучинга на развитие креативности мозга (вебинар 15.06.23).

Как коучинг влияет на развитие креативности мозга

В своей диссертации "Как коучинг влияет на развитие креативности мозга", Горка Бартоломе объясняет с точки зрения нейрофизиологии, почему именно компетенция №3 так важна в коучинговой работе.

Почему без тщательного исследования и заключения коучингового соглашения, где определены цели и важности, коучинг может и не состояться?

Только проводя многие часы практики работы с клиентами, коуч начинает понимать, что до тех пор, пока клиент четко не определил, что он хочет достигнуть в сессии, что хочет получить в качестве результата в конце сессии, нет смысла вести дальше сессию. И пусть это будет 20 минут от сессии, но это время важно, как для клиента, так и для коуча.

Заключение соглашения, постановка целей - это про создание и понимание того. что хочет клиент, это приглашение клиента приоткрыть дверь и создать будущее, которое пока ему не известно.

Проявленная коучем компетенция №3 переносит клиента в будущее и заставляет клиента работать вопреки природным особенностям мозга.

Наш мозг биологически создан фокусироваться на негативных вещах, на том, чего не хватает, на усилиях и на опасности, для того что бы её избежать и выжить. В таком состоянии сложно проявлять креативность и создавать новые идеи.

Поэтому, при создании Соглашения, очень важно выйти из этой сложной части парадигмы препятствий и сфокусироваться на том, что мы должны достичь, а это не является естественной особенностью человека.

Горка Бартоломе назвал одну из причин, по которой он начал изучать тему коучинга в нейрофизиологии - доказать, что коучинг действительно влияет на работу мозга и помогает людям развиваться и преуспевать.

Уже многие исследования подтверждают, что креативность людей падает год от года, и мы теряем способность решать какие-либо проблемы самостоятельно.

Недерективный коучинг

Сейчас учёные приходят к выводу, что такое явление, как "экспертное мнение", когда даётся решение и готовые алгоритмы, теряет популярность. Современный мир - это мир изменений, когда надо уметь самостоятельно и быстро адаптироваться. То, что работало вчера, завтра может не сработать. А изменения будут только усиливаться.

Проведённые исследования показали, что НЕДЕРЕКТИВНЫЙ коучинг, где коуч не делится наблюдениями, подсказками и идеями (исключая маркер 7.5), помогает активировать и развивать креативные способности мозга. На фотографии показано, как при постановке целей и формировании видения будущего (коучинговые вопросы по компетенции №3) у клиента повышаются электрические импульсы, которые отвечают за показатели креативности (верхний снимок).

Как это работает?

Это связано с системой мотивации мозга.

Чем больше клиент находит в этом коучинговом процессе видения своего прекрасного будущего и своих преимуществ от реализации целей, тем больше клиент видит осмысленность своих усилий.

Поэтому очень важно помочь клиенту понять зачем он пришел в коучинг, что он хочет на каждом этапе, какова цель всего процесса коучинга.

Например, в моей практике клиент пришёл с задачей стать крутым переговорщиком - большая цель на шесть месяцев работы, промежуточная цель - усилить важные компетенции переговорщика, а цель сессии сегодня - как чувствовать себя уверенно на конкретных переговорах через два дня. И это даёт структуру в конкретной сессии и осмысленность для клиента всей дальнейшей работе.

Когда определены промежуточные цели, то клиент всегда может сам выбрать то, с чем сегодня он хочет поработать.

Так Горка Бартоломе описывает формирование уровней целей коучинговой работы (схема с вебинара Г.Бартоломе 15.06.23)
Когда определены промежуточные цели, то есть с чем сверяться в сессии, и есть то, что клиент может забрать с собой, как результат.

Почему это важно?

У нас в мозге есть часть, которая отвечает за мотивацию и зависимости. Если мы к чему-либо привыкли, то уже одна мысль об этом вызывает у нас предвкушение удовольствия - приятные чувства и выработку дофамина. Мы думаем о шоколаде и начинаем предвкушать, и хотеть его больше.

Мы предвкушаем вещи, которые помогают нам выжить.

И коучу важно задавать вопросы на предвкушение (на получение желаемого):

  • Что для тебя будет возможным, когда ты станешь крутым переговорщиком.
  • Что тогда изменится?
  • Что важного произойдет тогда, когда это произойдет?
  • Какие преимущества ты получишь?
И клиент начинает говорить о приятных ситуациях, может быть о наградах и успехах, и тогда процесс предвкушения уже начнёт запускаться.

Запишитесь на Бесплатную коучинговую сессию по стандартам ICF
ПОДРОБНЕЕ
ПОДРОБНЕЕ

Коучинг не совсем про достижение цели, он про то, что начнётся после достижения цели.

Роль коуча в данном процессе - помочь клиенту как можно более точно создать и описать картину будущего. Чем более насыщенная картина у клиента получается, тем больше дофамина вырабатывается, и тем больше продвигающее состояние нашего мозга. И потом, когда мы дальше пойдем в сессию исследовать возможные варианты событий, мозг уже готов глубже идти в размышление.

Поэтому очень важно, чтобы клиент сфокусировался на том, что он хочет достичь, чётко выявил критерии измерения успеха, потому что эта абсолютная ясность помогает двигаться ему к цели, где он уже увидел преимущества. Ясность в сочетании с этим удовольствием предвкушения достижения цели создаст в мозге клиента продвигающее состояние и рождение новых идей и креативного мышления.

Если клиент не создаст такого видения, то мозг клиента не захочет идти дальше, клиенту сложно выходить из зоны комфорта. И это основная из причин, почему важно при формировании соглашения всё чётко проговаривать до мельчайших подробностей.

  • Цели (Что хочешь?)
  • Важность (Почему это важно?)
  • Видение результата (Что изменится?)
  • Критерии результата (Как поймёшь, что этого достиг?)
  • Все преимущества (Что для тебя станет возможным?)

Вот тогда цель наполнится смыслом.

Когда мы наполняем чем-то очень важным свою цель, то нам легче прилагать усилия к её достижению.

Вот этими мыслями мне хотелось с Вами поделиться.

Автор статьи

Веницкая Эльвира
Коуч эффективных коммуникаций и переговоров В2В

Пройти курсы по коучингу:

Другие статьи

    • /
    • /