Коучинговая компетенция №3 через призму нейронауки
или
"Как коучинг влияет на развитие креативности мозга"

( по материалам вебинара доктора психологических наук, коуча МСС Гарки Бартоломе в Академии Территория инновации15.06.2023)
Эта информация может быть полезна для всех, кто изучает и практикует коучинг.

Какая непростая и многогранная компетенция №3 Создает и поддерживает соглашения.

По мнению коучей высшего уровня профессионализма, компетенция №3 - самая важная, не только в сессии, но и во всей коучинговой работе с клиентом.

Так звучит эта компетенция:
"Коуч выступает партнером для клиента и заинтересованных сторон при создании ясных договоренностей относительно коучинговых взаимоотношений, процесса, планов и целей. Коуч заключает соглашения как на все время коучингового взаимодействия, так и на каждую сессию коучинга ".
В этой статье я хочу поделиться исследованиями известного коуча уровня MCC ICF Горка Бартоломе о влиянии коучинга на развитие креативности мозга (вебинар 15.06.23).

Как коучинг влияет на развитие креативности мозга

В своей диссертации "Как коучинг влияет на развитие креативности мозга", Горка Бартоломе объясняет с точки зрения нейрофизиологии, почему именно компетенция №3 так важна в коучинговой работе.

Почему без тщательного исследования и заключения коучингового соглашения, где определены цели и важности, коучинг может и не состояться?

Только проводя многие часы практики работы с клиентами, коуч начинает понимать, что до тех пор, пока клиент четко не определил, что он хочет достигнуть в сессии, что хочет получить в качестве результата в конце сессии, нет смысла вести дальше сессию. И пусть это будет 20 минут от сессии, но это время важно, как для клиента, так и для коуча.

Заключение соглашения, постановка целей - это про создание и понимание того. что хочет клиент, это приглашение клиента приоткрыть дверь и создать будущее, которое пока ему не известно.

Проявленная коучем компетенция №3 переносит клиента в будущее и заставляет клиента работать вопреки природным особенностям мозга.

Наш мозг биологически создан фокусироваться на негативных вещах, на том, чего не хватает, на усилиях и на опасности, для того что бы её избежать и выжить. В таком состоянии сложно проявлять креативность и создавать новые идеи.

Поэтому, при создании Соглашения, очень важно выйти из этой сложной части парадигмы препятствий и сфокусироваться на том, что мы должны достичь, а это не является естественной особенностью человека.

Горка Бартоломе назвал одну из причин, по которой он начал изучать тему коучинга в нейрофизиологии - доказать, что коучинг действительно влияет на работу мозга и помогает людям развиваться и преуспевать.

Уже многие исследования подтверждают, что креативность людей падает год от года, и мы теряем способность решать какие-либо проблемы самостоятельно.

Недерективный коучинг

Сейчас учёные приходят к выводу, что такое явление, как "экспертное мнение", когда даётся решение и готовые алгоритмы, теряет популярность. Современный мир - это мир изменений, когда надо уметь самостоятельно и быстро адаптироваться. То, что работало вчера, завтра может не сработать. А изменения будут только усиливаться.

Проведённые исследования показали, что НЕДЕРЕКТИВНЫЙ коучинг, где коуч не делится наблюдениями, подсказками и идеями (исключая маркер 7.5), помогает активировать и развивать креативные способности мозга. На фотографии показано, как при постановке целей и формировании видения будущего (коучинговые вопросы по компетенции №3) у клиента повышаются электрические импульсы, которые отвечают за показатели креативности (верхний снимок).

Как это работает?

Это связано с системой мотивации мозга.

Чем больше клиент находит в этом коучинговом процессе видения своего прекрасного будущего и своих преимуществ от реализации целей, тем больше клиент видит осмысленность своих усилий.

Поэтому очень важно помочь клиенту понять зачем он пришел в коучинг, что он хочет на каждом этапе, какова цель всего процесса коучинга.

Например, в моей практике клиент пришёл с задачей стать крутым переговорщиком - большая цель на шесть месяцев работы, промежуточная цель - усилить важные компетенции переговорщика, а цель сессии сегодня - как чувствовать себя уверенно на конкретных переговорах через два дня. И это даёт структуру в конкретной сессии и осмысленность для клиента всей дальнейшей работе.

Когда определены промежуточные цели, то клиент всегда может сам выбрать то, с чем сегодня он хочет поработать.

Так Горка Бартоломе описывает формирование уровней целей коучинговой работы (схема с вебинара Г.Бартоломе 15.06.23)
Когда определены промежуточные цели, то есть с чем сверяться в сессии, и есть то, что клиент может забрать с собой, как результат.

Почему это важно?

У нас в мозге есть часть, которая отвечает за мотивацию и зависимости. Если мы к чему-либо привыкли, то уже одна мысль об этом вызывает у нас предвкушение удовольствия - приятные чувства и выработку дофамина. Мы думаем о шоколаде и начинаем предвкушать, и хотеть его больше.

Мы предвкушаем вещи, которые помогают нам выжить.

И коучу важно задавать вопросы на предвкушение (на получение желаемого):

  • Что для тебя будет возможным, когда ты станешь крутым переговорщиком.
  • Что тогда изменится?
  • Что важного произойдет тогда, когда это произойдет?
  • Какие преимущества ты получишь?
И клиент начинает говорить о приятных ситуациях, может быть о наградах и успехах, и тогда процесс предвкушения уже начнёт запускаться.

Коучинг не совсем про достижение цели, он про то, что начнётся после достижения цели.

Роль коуча в данном процессе - помочь клиенту как можно более точно создать и описать картину будущего. Чем более насыщенная картина у клиента получается, тем больше дофамина вырабатывается, и тем больше продвигающее состояние нашего мозга. И потом, когда мы дальше пойдем в сессию исследовать возможные варианты событий, мозг уже готов глубже идти в размышление.

Поэтому очень важно, чтобы клиент сфокусировался на том, что он хочет достичь, чётко выявил критерии измерения успеха, потому что эта абсолютная ясность помогает двигаться ему к цели, где он уже увидел преимущества. Ясность в сочетании с этим удовольствием предвкушения достижения цели создаст в мозге клиента продвигающее состояние и рождение новых идей и креативного мышления.

Если клиент не создаст такого видения, то мозг клиента не захочет идти дальше, клиенту сложно выходить из зоны комфорта. И это основная из причин, почему важно при формировании соглашения всё чётко проговаривать до мельчайших подробностей.

  • Цели (Что хочешь?)
  • Важность (Почему это важно?)
  • Видение результата (Что изменится?)
  • Критерии результата (Как поймёшь, что этого достиг?)
  • Все преимущества (Что для тебя станет возможным?)

Вот тогда цель наполнится смыслом.

Когда мы наполняем чем-то очень важным свою цель, то нам легче прилагать усилия к её достижению.

Вот этими мыслями мне хотелось с Вами поделиться.

Автор статьи

Веницкая Эльвира
Коуч эффективных коммуникаций и переговоров В2В

Пройти курсы по коучингу:

Другие статьи
    • /
    • /