Чем наставничество отличается от коучинга или мой путь от наставника к коучу

Меня зовут Любовь Антипова. С 2010 года я преподаю английский язык детям и взрослым. С 2021 года я веду офлайн тренинг для подростков и являюсь не только их наставником в вопросах личной эффективности, мотивации, но также и для взрослых. Недавно я вошла мир коучинга, который придал ясность всему открытому во мне. Он как тонкая нить переплел все мои сферы и дал ответы на все вопросы. Однако вопрос отличия наставничества от коучинга актуален до сих пор даже среди моих клиентов и знакомых. Поэтому я решила раскрыть эту тему через свой путь и опыт.

Наставничество. Мой путь.

Я постоянно стараюсь совершенствоваться, расширять свое сознание, знания, находить новые техники, инструменты, методики, для развития разных сфер жизни, становиться более продуктивной, успевать все, при этом жить в удовольствие. Все эти знания копились у меня годами. Зачастую происходило так, что на уроках английского у учеников (детей и взрослых) был неподдельный интерес к тому, как я все успеваю (семья, трое детей) и при этом постоянно развиваюсь. В свою очередь, я всегда была готова делиться с людьми, поэтому я нашла и в этом свое призвание, свой стиль. Так я пришла в наставничество, через создание авторского тренинга «Архитектура мышления» для подростков. Этот опыт открыл мне двери в безграничный мир взаимодействия с подростками через развитие их мышления и мой опыт, наработки и те техники и методики, которые я нахожу эффективными.

Кто такой наставник?

Так кто же такой наставник? Наставник делится своими знаниями и опытом, оказывает поддержку свои наставляемым, пока те учатся на практике применять полученные знания. Сопровождает его на пути, помогает двигаться по нему быстрее. Так же он может и не иметь много теоретических знаний в какой-то области, но взамен он имеет огромный практический опыт в этом. Или это могут быть авторские методики, которые созданы через опыт и комбинирование нескольких, которые отлично сработали в какой-то области для конкретного наставника и он готов делиться наработками. Также, немаловажно в наставничестве (в принципе, как и в коучинге) чтобы профессионализм и опыт сопровождались такими личностными качествами как: умение слушать, красиво говорить, такт, желание взаимодействовать. Наставника можно сравнить с «кумиром», защитником интересов, проводником, консультантом, контролером. В наставничестве подход основан на обучении, развитии определенных навыков, оценке. Здесь как раз место советов, указаний, которые прививают те или иные ценности.

Коучинг. Мой путь.

В моей практике преподавания я всегда замечала за собой, что взаимодействие с учениками были всегда «на равных», я рассматривала процесс образования тоже всегда в разрезе партнерства, а не иерархичных отношений, а в наставничестве мне всегда было интересно, а как если бы) они выбрали что-то сами и почему это было бы для них важно? Как оказалось, во мне была встроена неосознанная компетенция коуча. Я чувствовала всегда, что обладаю каким-то даром, но не знала, как он называется. Мои уже взрослые выпускники, постоянно просили встречи со мной. А один однажды спросил «А вы коучингом, случайно не владеете?»

Общаясь с ними в неформальной обстановке я уже не была ни преподавателем, ни наставником, поэтому коучинговый подход в общении неосознанно раскрывался сильнее. Тот день стал моей отправной точкой в мир коучинга. Я решила заглянуть в него, чтоб понимать это искусство трансформационных диалогов и пройти обучение. Став профессиональным коучем, я смогу еще больше быть полезна людям. Также, когда я начала обучение, я поняла, как он обволакивает все мои сферы жизни. Что у меня уже получалось в статусе преподавателя, наставника, супруги, мамы и что усилить и развить еще. Все встало на свои места, появились ответы на многие вопросы. Мне не хватало именно этого паззла – коучинга. Осознание того, что я нашла свое, наполняет мощной энергией. Коучинг меняет, дополняет и усиливает мой стиль взаимодействия со всеми окружающими меня людьми и во всех сферах жизни.

Кто такой коуч?

Кто же такой коуч? Коуч помогает добиться желаемого состояния или целей в будущем, найти скрытые ресурсы, ограничивающие убеждения, понять их причины, наметить план. Коуч не дает конкретных рекомендаций к действию. Все ответы клиенты находят внутри. Он всегда сверяетя с тем, что клиент имеет ввиду, говоря именно так. Он помогает придать цели четкие очертания, убедиться в том, что это именно то, что клиент хочет и ему надо. Коуч это тот, кто знает, что все ответы и ресурсы у клиента внутри, что с ним все ок, что изменения неизбежны , что он делает лучший выбор в моменте.

Отличия наставничества от коучинга.

По сути это два способа совершенстования человека в различных сферах жизни, улучшения навыков, знаний или производительности. Оба способствуют саморефлексии или независимому мышлении. Для достижения положительных результатов. Оба направлены на повышение личной эффективности, но все таки разными способами. В целом сходства есть, но различия значимы. Наставничество обучает, коучинг способствует обучению. Наставничество больше про копирование, подражание схем, методик, действий. А коучинг это «зеркало», в котором клиент «видит» свой собственный путь сам. Пожалуй главное, бросающееся в глаза отличие коучинга от наставничества заключается в том, что вопросы у коуча, а ответы у клиента, тогда как в наставничестве наоборот.

Вопросы коуча открытые, развивающие, уточняющие, которые помогают клиенту взглянуть на ситуацию, вопрос по –новому, под другим углом. А коучу, в свою очередь, погрузиться в картину мира клиента. В коучинге нет места советам, указаниям, как в наставничестве. И если в последнем структурированный подход, то есть через обучение, развитие, оценку, то в коучинге процесс происходит через обратную связь, анализ поведения и постановку целей. То есть еще отличие в том, что коучинг настроен на достижении четко определенных целей, а наставничество на более долгосрочное развитие. Поэтому коучинг может охватывать более короткий период. Хотя в целом у них есть общая цель – способствовать лучшему самопознанию и принятию обоснованных решений.

Зачастую наставничество может быть групповым, а коучинг, в свою очередь, чаще индивидуальный. У коучинга конкреная, ограниченная по времени цель. Больше внимания уделяется за счет самоотдачи и постоянных усилий, при постоянной обратной связи, предложениях и мотивации со стороны коуча. Наставничество больше ориентировано на долгосрочное, личное или профессиональное развитие.



В целом, оба метода хоть и отличны, способствуют тому, что бы люди создавали видение, постановку целей, развивались, росли, но ни один не может давать гарантию чего-либо. Потому что все в значительной степени зависит от преданности делу, веры в себя человека, который этим занимается. Требуется достаточно усилий, мотивации, чтобы подняться над собой и стать тем, кем хочется быть. Ведь так важно избавиться от нереализованности или сделать свою жизнь лучше, при этом достичь эмоциональной гармонии, удовлетворенности. А какой метод выбрать, каждый решит сам.

Автор статьи

Любовь Антипова
Коуч по стандартам ICF, автор тренинга «Архитектура мышления», преподаватель английского языка

Пройти курсы по коучингу:

Другие статьи
    • /
    • /