Коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором он с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал. (Определение коучинга Международной Федерации Коучинга (ICF)
Используя коучинг, человек имеет возможность создавать ясное и привлекательное видение своего развития, разрабатывать стратегии движения к целям и реализовывать их, а также расставлять приоритеты, чтобы жить в согласии с собственными ценностями.
Коуч - это специалист, который помогает человеку сформировать и достичь желаемого будущего с помощью глубинных «сильных» вопросов. Он создаёт доверительное пространство глубинного уровня слушания, использует набор инструментов для работы с сознанием и эмоциональным состоянием человека.
Коуч не дает советов и экспертной оценки, работает в партнёрстве с клиентом. Если
психолог помогает пациенту разобраться с прошлым и решить проблемы в настоящем, работая с травмами и ограничивающими убеждениями клиента, то коуч работает со «здоровой» частью клиента и помогает добиться желаемого состояния и целей в будущем.
В отличии от психотерапии и консультирования, коучи не фокусируются на детском или прошлом негативном опыте, который может быть причиной того, как живёт или что чувствует человек.
Если сравнивать с
тренером, то его обязанность – ставить задачи и вести к победе. Те навыки, которые используют спортивные тренеры во всём мире – обучение, корректировка и управление.
Профессиональный коучинг – это совсем иное; здесь клиент сам ставит перед собой цели.
Если сравнивать с
консультантом, то его задача – определить проблему человека и предложить свои решения, основываясь на знаниях и опыте решения проблем; часто они сами и реализуют эти решения.
Задача коуча – использовать техники и инструменты, чтобы помочь клиенту сгенерировать собственные решения, а затем поддерживать клиентов в их исполнении.
Уникальность работы коуча в том, что он:
- развивает доверительные отношения;
- не даёт советов;
- слушает, что находится за словами;
- обращается к потенциалу клиента;
- задаёт открытые вопросы;
- фокусирует на важном;
- ориентирует на будущее;
- расширяет осознанность.