Коучинг как гипотеза Пуанкаре или космическая симфония триумвирата

Размышления о коучинге и том, какие мысли облачать в сертификационное эссе настигли меня внезапно: когда стрелки послушников Хроноса стремились к трем часам утра, а пришедшая муза, вероятно, к инсомнии. Метафоры вспыхивали в экзальтированно–воодушевлённом разуме, словно астрономические квазары в моей Вселенной сознания. Заметки телефона полнились нестройными рядами идей, а реалист внутри меня – рефлексией, как придать этому потоку читаемую форму…На стыке рассудительности с безрассудством мелькнула мысль: «Да кто я такая, чтобы усмирять сам поток?!». Поэтому представляю Вашему вниманию очерк вдохновленной коучингом:)

Космическая симфония

Окидывая ретроспективным взором все модули обучения, я все больше замечаю изменения, произошедшие во мне, как в личности и во мне, как в специалисте, практикующим коучинг.

Трансформации свершились на разных уровнях, в том числе логических уровнях. Одним из полюбившихся мне коучинговых инструментов стала пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Применяя ее в работе с клиентами, с каждой новой проведенной сессией, пирамида раскрывалась для меня в ее завораживающей глубине, многогранности и красоте. Параллельно раскрывая глубину, многогранность и красоту каждого клиента. Каждый человек как мир. Со своей космичностью. Можно исследовать свой мир на уровне обыденности, попадая в ловушку некой фрактальности паттернов, а можно выйти за пределы, условно созданного своим мышлением фатума, в открытый космос, соединиться с чем-то истинно трепетно-важным, рассмотреть свою жизнь с позиции творца, формирующего реальность, создать пространство возникновения феноменологической редукции, расширить перспективны возможного, ответить себе на вопрос: «Ради чего большего?».

Задумываясь о параллелях между космологической сингулярностью и выходом на высшие логические уровни мое эксцентричное воображение дорисовало следующую картину:

Если сопоставлять строение пирамиды Роберта Дилтса и строение атмосферы Планеты, то можно отменить некоторую схожесть: пять уровней, а дальше выход за пределы. В случае с пирамидой – за пределы личности, на уровень Миссии, в случае с Планетой, за пределы атмосферы – в бесконечность.

В промежутках между слоями атмосферы находятся переходные зоны, называемые «паузами», где происходят изменения температуры, состава и плотности воздуха. В коучинге также есть паузы, когда коуч предоставляет клиенту пространство тишины, подобные «коучинговые паузы» могут привести к глобальным личностным модификациям.

С каждым последующим слоем атмосферы/переходом на логический уровень доступен все больший масштаб. Все больше неизвестности. Манящие грани неопределенности благодатно предоставляют доступ к безграничному пространству возможностей, игр, ролей и звучаний. Границ нет, есть энергия…И на что ее направить, какую симфонию сыграть – решать каждому.

Гипотеза Пуанкаре

Продолжая обдумывать идею о том, что для меня коучинг, возникла мысль: коучинг словно очаровывающий калейдоскоп человеческих решений, мнений и осознаний, раскрывающий непостижимое многообразие суждений в неограниченном пространстве вариантов. Мера валидизации у каждого своя. Подобное изобилие взглядов на жизнь воодушевляет на изучение самой жизни.

Каждый человек, как многогранный хрусталик со своим спектром чувств, эмоций, осознаний. Синтез трех перечисленных сфер приводит к целостности личности, позволяет рассеивать туман проекций, создающий пелену иллюзорности бытия, открывает новые возможности для самовыражения.

Знакомство себя с собой способствует раскрытию творческого потенциала человека, тогда жизнь не случается безвольно, а становится авторским артефактом своего пути созидания.

Исследование триумвирата мыслей, чувств и эмоций в коучинге привело меня к аналогии с гипотезой Анри Пуанкаре.

В исходной формулировке гипотеза Пуанкаре звучит следующим образом: «Всякое односвязное компактное трёхмерное многообразие без края гомеоморфно трёхмерной сфере». В переводе на общечеловеческий язык, это означает, что любой трёхмерный объект, например, стакан можно преобразовать в шар путём одной только трансформации деформирования, то есть его не нужно будет ни разрезать, ни склеивать. Так и в коучинге: можно преобразовывать личность, создавая изменения на уровне чувств, мыслей, эмоций, исключая травмоопасность.

Обретая целостность в себе, человеку становится доступна могущественная сила творчества в его первозданном виде. Соединяя и признавая свои эмоции, мысли, чувства человек становится ближе к познанию своей сути. Через коучинговое искусство в процессе сессий, а также в результате ассимиляции полученного опыта после сессий, можно изучать не только личностную дигитальность, но и чувственность с эмоциональностью. Коучинговый процесс бережно исследует баланс между поддержкой и стимулированием роста и изменений.

Развивая идею триединства, приходит метафора с геодезической триангуляцией. Триангуляция является одним из методов создания сети опорных пунктов, а также самой этой сетью, то есть коучинг позволяет посредством соединения эмоций, чувств, мыслей выстроить опорность внутри, из которой можно создавать более насыщенную, яркую, неординарную жизнь.

Еще немного коучинговых экзерсисов

Коучинг открыл для меня мир увлекательного ментального инструментария. В процессе постижения коучингового мастерства на учебных модулях были предложены различные техники. Некоторые из них особенно мне запомнились своим нетривиальным влиянием на мои внутрипсихические процессы.

За несколько директивно звучащей техникой «Стол менторов», скрывалась удивительная методика диалога с бессознательным. Абсолютно новый для меня опыт проживания граней себя через териоморфность позволил выйти за пределы обыденного видения объектов своей психики, и через метафоричные образы соприкоснуться с бережно хранимой информацией, находящейся за рамками рациональности, словно тонкая аллюзия бессознательного, обращенная к сознательному. Наблюдать за игрой перевоплощения неосознаваемого в осознаваемое бесконечно увлекательно, захватывающе, развивающе.

Филигранно встроенные в коуч–сессию провокативные вопросы позволяют диссоциироваться и абстрагироваться от обыденного взгляда на ситуацию, выйти за пределы привычных способов реагирования и соприкоснуться с глубинными процессами, постигая их изящность и всеобъемлие.

Некоторые инструменты коучинга, как например, «Корневая ценность», могут привести к эвристическому состоянию сознания, когда происходит транседенция времени и пространства, остаётся только радость ясности, проникающая глубоко в самость и отражающаяся в мир мыслью, чувством, ощущением: «Я есть в этом моменте». Когда мысли ошеломляющим сонмом перестают блуждать, цепляясь за отрывки сознания, наступает тишина осознавания себя в себе в сейчас.

Щепотка исследовательской дерзости

Вдохновившись Анри Пуанкаре, и набравшись смелости в одной из коуч-сессий (где при помощи техники «Ценностный образ себя» можно было дорастить в себе желаемые качества), рискну выдвинуть свою гипотезу.

3₁+3₂ = 8, где:

3₁ – триумвират мыслей, чувств, эмоций одного человека;

3₂ – триумвират мыслей, чувств, эмоций второго человека.

Если развернуть одного лицом к другому, рождается пространство бесконечности, петля Мебиуса, в которой возможно все:

Таким образом, коучинг для меня раскрывается, как:

  • путь познания себя;
  • путь познания другого;
  • дуальный путь познания себя через другого и другого через себя.

Завершая свои размышления о коучинге, мне вспомнилась фраза одного индийского философа – Хазрат Инайят Хана: «Сила тела мысли зависит от энергии ума».

Напоследок

Перечитывая вышеизложенный текст, у меня возник импульс начать его редактировать, оттачивать формулировки, менять местами абзацы, а потом я вспомнила слова нашего мудрого куратора обучения, которые она произнесла мне во время менторинга: «В идеальности нет жизни». Я приостановилась…В памяти возникла история о том, как Илью Репина перестали пускать в Третьяковскую Галерею, так как он, в порывах перфекционизма, постоянно дорисовывал свои картины… И мне захотелось оставить этот текст неидеальным, а значит – живым.

Автор статьи

Камилла Кортава
Психолог, коуч, танатотехник, инвестиционный аналитик.

Пройти курсы по коучингу:

Другие статьи
    • /
    • /