🍪 Мы используем cookies

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности. Cookies — это файлы в браузере, которые помогают сделать ваш опыт удобнее

Кризис как этап роста компании

16 июня 2025. Время чтения — 5 минут
Почему даже успешные компании внезапно теряют эффективность? Как понять, что старые методы управления больше не работают? И главное — что делать?

Теория спиральной динамики объясняет закономерности развития бизнеса и даёт чёткие маркеры для диагностики. Из этой статьи вы узнаете:
  • Как определить, на каком уровне находится ваша компания
  • Почему кризис — обязательная ступень роста
  • Какие решения помогут перейти на следующий этап
Разберём реальный кейс компании, которая за год увеличила штат и ассортимент, изменив подход к управлению. Читайте далее, если готовы увидеть свой бизнес по-новому.
спиральная динамика
Согласно теории спиральной динамики, лидеры и компании развиваются последовательно через 8 уровней (от бежевого до бирюзового) каждый со своими ценностями, убеждениями и структурой. Перескочить уровень, не пройдя предыдущий, невозможно.

Переход между уровнями всегда сопровождается кризисом. Кризис стоит рассматривать ни как сбой, а закономерный этап эволюции личности лидера компании и самой организации. Кризис каждого уровня имеет свои особенности и признаки, понимая которые можно эффективно выстроить стратегию выхода из кризиса.

Почему кризис неизбежен?

На каждом этапе (уровне развития по спирали) инструменты управления, которые раньше обеспечивали успех, становятся препятствием для новых задач. Убеждения и ценности, которые помогали лидеру в достижении целей, становятся «точкой преткновения», не дают дальше развиваться, создают эффект «хождения по кругу».

К примеру, компания красного уровня (власть лидера), где доминирующая роль лидера начинает тормозит рост из-за того, что все ждут указаний от лидера, нет четких зон ответственности, задачи решаются ситуативно и всегда есть ощущение хаоса. Появляется необходимость в систематизации процессов, что происходит на следующем синем уровне (система и правила). Когда компания уже достигает высокого уровня систематизации и регламентации, появляется проблема в излишней бюрократизации и затягивании принятия решения из-за долгих согласований, что мешает внедрять инновации и масштабироваться дальше, что говорит о необходимости трансформации на оранжевый уровень развития (стратегия и инновации).

Кризис — сигнал, что компания исчерпала потенциал текущего уровня и готова к скачку. Без кризиса нет развития. Каждый новый уровень открывает новые возможности, сохраняя в себе основы предыдущих стадий развития. Лидер на каждом уровни спиральной динамики приобретает новые инструменты, навыки и проходит эволюцию ценностей от выживания до обретения смыслов.

Команда от разрозненной приходит к таким формам управления как: самоуправление, социократия, холакратия, где каждый может принимать решения и вносить значительный вклад в развитие компании, а самое главное реализовывать свой потенциал.

От «войны всех против всех» к «работе как игре, где каждый в ней творец».
Найдите код своего бизнеса и команды, научитесь диагностировать причины проблем и создайте свой план перехода из точки «А» в точку «Б».

Можно принять кризис как норму, проанализировать: «Какие ценности нас ограничивают? Какие инструменты устарели?» и создать более сильную команду и систему управления, а можно бороться с «ветренными мельницами».

«Спиральная динамика — это не теория, а инструкция по эволюции бизнеса. Кризисы в ней — точки сборки нового будущего» (Дон Бек, соавтор теории ).
Тренинг основан на модели спиральной динамики — системе, объясняющей, как развиваются ценности, мышление и культура в бизнесе. Участники научатся определять уровень развития компании, подбирать эффективные управленческие и мотивационные инструменты, адаптироваться к изменениям и использовать кризисы для роста

Кейс компании «Кристалл»

Диагностика компании по спиральной динамике, занимающейся производством бытовой химии, помогла компании определить свой этап развития, основные симптомы были:
  • «тушение пожаров» собственником,
  • сотрудники ждали указаний сверху и сами не могли ничего решить,
  • отсутствовало четкое понимание кто за что отвечает,
  • компания находилась в постоянной операционной деятельности, не могла выйти на новый масштаб,
  • планы регулярно не выполнялись.

В итоге после диагностики был разработан план внедрения изменений с учетом особенностей компании:
  • создали четкую структуру и прописали роли, появилась прозрачность,
  • прописали «живые» регламенты,
  • собственник начал делегировать и вышел частично из операционки,
  • персонал стал болеет инициативным и повысилась вовлеченность.

После 1 года внедрения изменений компания стала производить 10 новых наименований товара, штат расширился с 20 до 50 человек, появилась понятная система KPI.

Спиральная динамика для HR-специалистов

Для HR-специалистов методология спиральной динамики помогает создать диагностический опросник для набора персонала, соответствующего ценностям компании, на этапе приема, что снижает процент ошибки рекрутмента.

Методология позволяет понять мотивацию отдельного сотрудника и создать эффективный ИПР, а также понять факторы, тормозящие развитие персонала и компании, и трансформировать корпоративную культуру, исходя из уровня развития компании.

Как результат – снижение текучки, повышение вовлеченности, сокращение сроков адаптации. HR-специалист выходит из роли администратора в компании, а становится стратегом.

Оцените статью

Другие статьи

    Обучение для руководителей

    и другие полезные материалы и мероприятия, которые могут быть вам интересны
    Получите действенные инструменты для повышения эффективности работы управленческой команды
    Практико-ориентированный тренинг, который сочетает в себе лучшие инструменты коучинга и современного управления командами. За три дня участники освоят коучинговый стиль лидерства, научатся эффективно работать с проектными командами, выстраивать вовлекающую коммуникацию, мотивировать сотрудников и управлять результатом через гибкие подходы (SCRUM, OKR, ретроспективы и др.)
    Управляйте изменениями и выведите свой бизнес на новый уровень!