На каждом этапе (уровне развития по спирали) инструменты управления, которые раньше обеспечивали успех, становятся препятствием для новых задач. Убеждения и ценности, которые помогали лидеру в достижении целей, становятся «точкой преткновения», не дают дальше развиваться, создают эффект «хождения по кругу».
К примеру,
компания красного уровня (власть лидера), где доминирующая роль лидера начинает тормозит рост из-за того, что все ждут указаний от лидера, нет четких зон ответственности, задачи решаются ситуативно и всегда есть ощущение хаоса. Появляется необходимость в систематизации процессов, что происходит на следующем
синем уровне (система и правила). Когда компания уже достигает высокого уровня систематизации и регламентации, появляется проблема в излишней бюрократизации и затягивании принятия решения из-за долгих согласований, что мешает внедрять инновации и масштабироваться дальше, что говорит о необходимости трансформации на
оранжевый уровень развития (стратегия и инновации).
Кризис — сигнал, что компания исчерпала потенциал текущего уровня и готова к скачку.
Без кризиса нет развития. Каждый новый уровень открывает новые возможности, сохраняя в себе основы предыдущих стадий развития. Лидер на каждом уровни спиральной динамики приобретает новые инструменты, навыки и проходит эволюцию ценностей от выживания до обретения смыслов.
Команда от разрозненной приходит к таким формам управления как: самоуправление,
социократия, холакратия, где каждый может принимать решения и вносить значительный вклад в развитие компании, а самое главное реализовывать свой потенциал.
От «войны всех против всех» к «работе как игре, где каждый в ней творец».