ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА. Курсы и тренинги по супер выгодным ценам

Гибкая система управления

Есть огромное количество разнообразных определений что же такое система управления. Большинство определений описывают систему управление как что-то целостное, но так же есть и мнение что она является лишь под системой большей системы.

Предлагаю для раскрытия темы использовать простое и понятное определение, которое применимо к системе управления организацией.


Система управления - это совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, которые образуют единство и имеют алгоритм действий , помогающий выстроить эффективную работу и достичь поставленных целей.


Какие бывают системы управления?

Если не уходить в детали то все системы управления можно разделить на 3 вида:
  1. Вертикальная
  2. Горизонтальная
  3. Сетевая


Вертикальная система управления чаще всего называется еще бюрократическая или иерархическая. Применяется на предприятиях имеющих строгую форму учета и отчетности. Отличительной чертой является центрирование власти и полномочий по иерархической пирамиде.


Горизонтальная система управления появилась путём "эволюции" организационных структур управления организацией. Такие системы управления называют проектными, адаптивными или органическими. Основная особенность таких систем управления заключается в непрерывном совершенствовании процесса взаимодействия между подразделениями организации с целью получения большей эффективности, прозрачности и удовлетворенности клиента.


Сетевая система управления признается сверхгибкой по отношению к запросам от внешней среды. Это совокупность самостоятельных или специализированных структурных единиц предприятия, которые связаны между собой системой договорных отношений, деятельность которых координируется рыночными механизмами.


В нашей статье мы будем рассматривать горизонтальные системы управления, как более гибкий аналог иерархических. Сетевые системы хоть и являются сверх гибкими, имеют как большое количество преимуществ так и серьезные риски в использовании. Самые часто встречаемые это - сложность практической реализации, высокий риск деятельности, потеря основными лицами власти и контроля за ресурсами, высокая степень зависимости.

Потому на них отдельно останавливаться не будем.


Основные элементы гибкой система управления

  1. Организационная структура;
  2. Миссия, эволюционная цель, стратегия, ценностей, описанные процессы, обязательства - которые составляют в совокупности механизм управления;
  3. Коммуникационные каналы, при помощи которых реализуется процесс взаимодействия в системе управления;
  4. Материальная инфраструктура ( в том числе и финансовая);


Чем же принципиально отличается гибкая система управления?


Опишу как преимущества так и риски.


Преимущества гибкой системы управления:

  • Максимальная ориентация на клиента.
  • Высокая степень гибкости и скорости реагирования на запросы рынка.
  • Эффективное использование персонала.
  • Возможность привлечения лучших ресурсов.
  • Высокая степень специализации и фокусировки
  • Скорость генерации и создания новых продуктов выше
  • Меньше издержек при большей производительности

Недостатки гибкой системы управления:

  • Есть ограничения в сфере применения (пример - есть структуры где жизненно необходимо центрировать власть, для них не подойдет такая система управления).
  • Высокие требования к уровню осознанности и самостоятельности сотрудников
  • Высокая важность идеологической составляющей. Особенно на уровне лидеров.
  • Требуется высокий навык в выстраивании коммуникаций (основа это коучинговая коммуникация и фасилитация событий)

Самые распространенные горизонтальные системы управления - это Холократия, Социократия, Клиентократия итд.


Все эти системы управления в основе своей имеют Agile философию и методологию которая в свою очередь даёт высокую гибкость. Важно сделать акцент, что сейчас большое количество компаний которые имеют вертикальную систему управления добавляют элементы "гибкости" и получают великолепные результаты. Первое с чего начинают подобные компании - это коучинговая коммуникация, фасилитация групповых встреч и навык проектной работы.


Приглашаем вас на практике познакомиться с инструментами которые применяются в горизонтальных системах управления - Курс повышения квалификации для руководителей. Если вы заинтересованы в том чтобы развивать компанию или команду - этот курс лучшая инвестиция.

Автор статьи

Удовик Надежда
Бизнес-ментор, коуч, психолог. Более 8 лет практического опыта управления командой в системе самоуправления.

Пройти тренинги для руководителей:

Запишитесь на Бесплатную коучинговую сессию по стандартам ICF
ПОДРОБНЕЕ
ПОДРОБНЕЕ

Другие статьи